О хохлатой чернети, остающейся у нас на зимовку

Опубликовано Looduskalender RU - чт, 11/22/2018 - 06:25

Фотография  Arne Ader

Tuttvart

Хохлатая чернеть

Хохлатая чернеть    Tutvart      Aythya fuligula

Пролетающую через нас на зимовку хохлатую чернеть можно будет видеть ещё до конца ноября. По сравнению с весенним перелётом осенью их числом немного больше. Перелётных могло быть около тридцати тысяч, а также какая-то часть останется у нас на зимовку в незамерзающих бухтах.

Встретить хохлатую чернеть можно и на внутренних водоёмах, однако наверняка можно её наблюдать как в Матсалу, так и в бухте Тагалахт в Хаапсалу, на Малом проливе, заливе Кяйна … На наших водоёмах в этом году их гнездилось около пяти тысяч пар.

В полёте у них видны на крыльях нарядные белые полосы.

В зимнем оперенье, если смотреть издалека,  то все хохлатые чернети походят друг на друга. У самок оперение тёмно-бурое, с более светлыми боками и  животом, голова и шея черно-бурые. У  самцов малозаметный признак вида – хохолок на затылке. Молодых птиц от взрослых отличает более светлое оперение на голове. Клюв и лапы у всех чёрно-серые.

Это нырковые утки средних размеров, чуток меньше  крякв, т.е. длина тела меньше полуметра и вес наиболее крупных особей менее килограмма.

В меню этих хороших ныряльщиков входят живущие в воде беспозвоночные: моллюски, ракообразные или насекомые. В летнее время также более нежные части водорослей.

Наблюдения за хохлатой чернетью: LINK

Uibujärv. Otepää kõrgustik

Озеро Уйбу. Возвышенность Отепя.

Punapea-vardid

Красноголовые нырки

Красноголовый нырок    Punapea-vart        Aythya ferina

На наших озёрах с богатой растительностью в этом году гнездилось около тысячи пар красноголового нырка. Прибывающих с севера и перелетающих на зимовку через нас можем встретить вплоть до начала декабря, а малочисленные остаются на наших открытых бухтах и на зимовку.

Как и в случае с хохлатой чернетью, внешность взрослых и молодых птиц в зимнем оперенье похоже между собой, т.е. на оперенье самок.

Оперенье на голове у самок и молодых птиц тёмно-бурое, оперение на спине слегка светлее, снизу серо-бурое, с белёсыми краями перьев. Самцы слегка более светлые, однако голова и оперение на груди красноватое. Клювы и лапы у всех тёмно-серые. Размером и весом чуть больше хохлатой чернети, однако со стороны и на глазок довольно похожи.

О морской чернети мы уже писали: LINK