Камеры
Следы на снегу
Текст и фотографии Tiit Hunt, www.rmk.ee
После сильного снегопада и перед большой оттепелью я решился выбраться в лес, чтобы осмотреть некоторые известные мне хатки барсука. Видел много разных следов и самих животных.
В первой хатке барсука было тихо и спокойно, не было ни одного следа, да и большинство входов были припорошены снегом. Лишь несколько нор с заиндевевшими краями были наполовину свободны от снега. Эти отверстия для дыхания выдают, что данные норы не пусты – кто-то здесь внизу дышит.
Вторая хатка барсука находилась от первой на расстоянии примерно в сотнях метров. Странно, но перед одной из нор были видны следы деятельности барсука. Они были очень свежими, так как весь предыдущий день был снегопад. Барсук утоптал проход перед норой, и можно лишь представить, как он, сидя, когтями из своей шубы паразитов выковыривал и, будучи на спине, себе живот почёсывал. Животное проделало себе снежную борозду до находящегося на расстоянии в несколько метров куста лещины, чтобы мордочкой в снегу несколько отверстий проделать и вновь в нору нырнуть. Из установленной возле норы камеры известно, что после 25-го января животное из норы носу не выказывало.
Для того, чтобы добраться до третьей хатки, пришлось проехать несколько километров по нерасчищенным лесным дорогам. Вдоль одной из таких дорог под ёлкой в муравейнике спал кабан-секач, который на шум машины вскочил и удрал прочь.
След хвоста бобра
До нор барсука оставалось ещё проехать два-три километра, когда появился отрезок дороги весь в следах, а также были видны следы царапин на стволах сосен. Следы рыси! Специалист охотник Яан Митт решил исследовав следы, что здесь могла побывать самка рыси мать с двумя рысятами. Вóроны раскрыли тайну, почему рыси тут долго топтались, и столько следов оставили. Охотник прошёл в том направлении, где недавно вóронов заприметил, и не пришлось долго по снегу пробираться, как показалось место пиршества крупных кошачьих. Известно же, что косуля любимое лакомство рысей.
Последняя барсучья хатка располагалась в густом лесу с буреломом. Поначалу показалось совершенно безнадёжным мероприятием в таком месте вообще что-то найти и, вероятнее всего, так бы и случилось, если бы не заметил следы рыси. Пошли по следам и нашли место лежбища рыси.
Возможно это было одновременно и место засады, и выслеживания, так как место лежбища располагалось в непосредственной близости от нор или прямо на них. Рысь просовывала голову в несколько нор, а в одну из них даже пыталась безрезультатно пролезть. Следы на снегу свидетельствовали и том, что враг на этот раз до барсука не добрался.